понедельник, 8 декабря 2014 г.

Travel notes: Швейцария - что это?

Я думала, что рубрика "travel" будет самой частой в этом блоге - а вот и нет, первая запись случилась только сейчас.
Конечно, она про Швейцарию, мою очень особенную страну - в 2005/2006 мне повезло жить в Женеве, а сейчас в Берне живет бесконечно близкий мне человек, без которого я уже не могу представить себя, так что с аэропортом Цюриха мы видимся регулярно. 
Я рассказываю как турист (разумеется), который, тем не менее, довольно хорошо знает, о чем говорит, и даже может давать советы.
Поэтому вот - очень кратко, но задавайте вопросы в комментариях, если я не рассказала о чем-то важном.
UPD. я вообще о куче всего важного не рассказала, так что я еще пару постов сделаю о том, как и куда ехать, где что покупать и что надо посмотреть, так что stay tuned!

Швейцария - чудесная маленькая страна в самом сердце Европы (многие взрослые до сих пор путают ее со Швецией - не смейтесь, это правда). Швейцария покрыта высоченными Альпами, иссечена озерами и лугами - это экологически-природный рай, где по утрам мычат коровы, где велосипедные парковки больше автомобильных, а за двухминутное опоздание поезда машинист извиняется по громкой связи.
В общем, если бы мир был изначально справедлив - то мы бы все жили в Швейцарии. Или там бы не жил никто вообще.
Погода в Швейцарии - понятие весьма абстрактное. Несмотря на крохотные размеры страны, в ходе поездки из одного города в другой вы можете увидеть десять разных погод: в Берне будет солнечно, в Олтене может идти снег, в Цюрихе будет пасмурно, в Люцерне будет накрапывать дождик, Ар Голдау будет покрыт туманом, в Беллинцоне на поезд обрушится ливень, а в Лугано вас встретит переменная облачность и тропическая влажность.
Швейцарскость - это нечто еще более размытое. 
В Швейцарии 4 государственных языка (немецкий, французский, итальянский и ретороманский), соответственно, 4 варианта слов государственного гимна, тысячи двуязычных семей и множество шуток одной части страны над всеми другими. Швейцарская конфедерация делится на кантоны (которые бывают официально одноязычными и двуязычными, но на практике дело может обстоять совсем иначе, чем вы думаете) и полукантоны (которые вообще являют собой нечто странное, но невероятно гордое). 
Два швейцарца из разных краев страны (например, из Лозанны и Санкт-Галлена) могут общаться между собой на английском, а швейцарцы из Тичино могут вообще ни с кем больше не общаться, потому что не желают знать никаких языков, кроме родного итальянского. Более того, даже жители Берна и Цюриха говорят на одном языке, но слегка разных наречиях, поэтому с легкостью вычисляют друг друга и снисходительно думают про себя что-то вроде "ну да, простим его, он же из Цюриха (Берна/Базеля/Солотурна)". 
При всем этом швейцарцы уверены, что нет лучшей страны, чем Швейцария, и лучших людей, чем швейцарцы (а особенно представители родного кантона). И, конечно, на территории страны есть только одна валюта - швейцарский франк (который сегодня равен примерно 45 рублям, но вы же сами понимаете, что завтра в славной России он может взлететь под сотню).
Немецкоязычные швейцарцы не любят Германию, франкоязычные - Францию, итальяноговорящие с подозрением относятся к Италии, а сказать что-то определенное про романшей вообще сложно, ибо они составляют всего 1% населения.
Когда лучше ехать в Швейцарию? 
Как человек, увидевший там все сезоны года и все варианты погод, могу сказать, что Швейцарию лучше ехать всегда. 
Зимой (с ноября по март) это рай горнолыжников и сноубордистов, весной и летом начинается цветение всего вокруг, прогулки (велосипедные и горные), скалолазание, кемпинги, купания в кристально чистых озерах и множество парков, садов и снежные пики гор вдали. Осенью тоже хорошо - все оттенки золота, альпийские закаты, теплые запахи земли, туманы и тишина. 
Единственное - во время туманов, дождей и низкой облачности от вас будет скрыто великолепие гор. Например, во время первого посещения мне очень понравился Люцерн. Но только вернувшись туда во второй раз я узнала, что чудесное озеро Vierwaldstaettersee, оказывается,  окружено горами, а сам город показался в десятки раз круче, и прочно занял место в моем сердце

Что посмотреть в Швейцарии?
Здесь множество музеев, театров, галерей и фестивалей, но я, и простите мою серость, предпочитаю совсем другое - горы, реки и поля. Я люблю выходить из поезда и направляться, куда глаза глядят, вдоль тихих улочек, заглядывая в резные окна, сворачивать к мостам, спускаться к бирюзовым рекам, любоваться горами, кататься на велике по долинам и лесу, слушать водопады - вот мое счастье. Не хочу никого обидеть, но я приезжаю из города Эрмитажа и Мариинского театра - а вот Альп, чистых рек, звенящих лесов и природного рая у меня поблизости нет, поэтому мой выбор очевиден.
Нет, когда я училась в Женеве, я побывала во всех главных музеях, но когда я думаю, сходить ли на новую выставку или отправиться на Lago Maggiore - Lago выигрывает.
Как приехать?
Если говорить о России, то нужно лететь. Главный швейцарский авиаперевозчик - SwissAir, летать которым не боюсь даже я. Иногда прямой перелет стоит дешевле, чем вариант с пересадками, но тут добро пожаловать на skyscanner.ru. Я чаще всего летаю с пересадкой в Германии - Air Berlin делает цену перелета весьма гуманной, но посмотрите еще Air Baltic (через Ригу) и Finnair (через Хельсинки). В целом, у меня получается не более 10000 за полет туда-обратно. Самый большой аэропорт страны - Цюрих, и из России дешевле всего лететь именно туда. Однако если вы планируете ехать жить в другой конец страны (например, в Женеву), лучше лететь сразу туда, поскольку поездки на поезде стоят целое состояние.
В чем подвох?
Швейцария дорогая. Ну то есть реально дорогая. Даже в сравнении со Скандинавией Швейцария дорогая.
Будьте готовы платить за хостел от 40 франков за ночь, а в плане поездок все будет куда печальнее для бюджета. Например, поездка Кирхберг-Берн-Кирхберг (ехать 15 минут в одну сторону) стоит 21.60 (ну около тысячи рублей). Что уж говорить о более далеких вариантах?
Спасение в абонементах, которые значительно снижают стоимость поездки - посмотрите на http://www.sbb.ch, там есть куча вариантов проездных билетов. Самое классное, что такие проездные дают возможность неограниченных перемещений по всей стране на всех видах транспорта и предполагают скидки при посещении некоторых достопримечательностей.
Еще один плюс Швейцарии в том, что цены в магазинах одинаковы - где бы вы ни были, в горной деревне или в центре Женевы, стоимость вашего любимого йогурта везде будет одной и той же. Это же касается и аэропорта - никаких стаканчиков кофе за стопицот тыщ вы не найдете (привет, Шереметьево!). 
Что привезти из Швейцарии?
Это элементарно - шоколад и сыр. Много шоколада и много сыра.
Все шоколадки невероятные, но можно выпендриться и найти всякие лимитированные коллекции, выпуски и обертки, все сыры божественно вкусны, поэтому над выбором ломать голову не стоит - все, что вы возьмете, вам понравится.
В общем, у меня получился какой-то очень обзорный пост, так что я в следующие разы расскажу, куда идти, где лучше покупать и что смотреть!
И... приезжайте в Швейцарию, она богиня моего сердца!
                                                                                                                    post signature

3 комментария:

  1. А ты училась там? А на кого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я выиграла грант и уезжала туда учиться.
      На лингвиста-культуролога, конечно) У меня же самая бесполезная в мире специальность =)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...